Риккардо Коччианте (Richard Cocciante), автор музыки
Певец и композитор, именно его мелодии звучат в мюзикле «Notre Dame de Paris». Заслуги Ришара Коччианте в области искусства были признаны не только его поклонниками и музыкальными критиками, но и официальными лицами. В свое время президент Италии присвоил композитору звание Заслуженного деятеля искусств Итальянской Республики. В 1991 году Коччианте получил главный приз на фестивале в Сан-Ремо.
Полная биография
Риккардо Коччианте родился в Сайгоне (Вьетнам) в 1946 году в семье итальянца и француженки. В раннем детстве он был увезен родителями во Францию, а затем, когда мальчику было одиннадцать лет, семейство переселилось в Рим, ближе к родне его отца. Риккардо пришлось приспосабливаться не только к другому языку, но и к совершенно новому для него образу жизни.
В юности Риккардо Коччианте начал интересоваться оперой и классической музыкой. В это же время он начал петь, изучая возможности своего глубокого, хрипловатого голоса. Вскоре Риккардо возглавил свою собственную группу "The Nations", а в свободное время стал самостоятельно учиться играть на фортепьяно. По-прежнему любя классическую музыку, юноша открыл для себя группу "Beatles" и блюзы.
После нескольких лет экспериментов, Риккардо Коччианте приступил к работе над своим первым сольным альбомом "Mu", который был записан в 1972 году в Италии, а затем вышел и на французский рынок. Критика оценила альбом "Mu" очень высоко, и музыкальный мир заинтересовался этим начинающим талантом. Второй альбом Коччианте, "Поэзия" ("Poesia"), появился в 1973 году. Когда же в 1974 году был выпущен сингл "Bella senz'anima"("Бездушная красавица") в аранжировке знаменитого итальянского композитора Эннио Морриконе (Ennio Morricone), Риккардо Коччианте стал широко известен не только у себя дома, в Италии, но и в Испании.
Во Франции о нем узнали в 1978 году, когда увидела свет композиция "Marguerite", французская версия итальянского хита "Margherita". Оригинальная версия, входившая в альбом "Концерт для Маргариты" ("Concerto per Margherita") была аранжирована другим известным композитором - Ванжелисом (Vangelis). В 1979 году появился еще один чрезвычайно удачный сингл Риккардо Коччианте; он назывался "Солнечный удар" ("Coup de soleil") и был написан совместно с Жаном-Полем Дро (Jean Paul Dreau).
В 1983 году карьера Коччианте вышла на новый этап: он подписал договор со звукозаписывающей фирмой Virgin и совершил путешествие в Лос-Анджелес, чтобы выпустить новый альбом "Sincerita". Альбом был записан сразу на четырех языках (итальянском, английском, испанском и французском; при этом стихи к французской версии альбома написал знаменитый французский поэт-автор песен Этьен Рода-Жиль (Etienn Roda-Gil)). После выхода в свет альбома "Sincerita" ("Искренность"), Коччианте отправился на гастроли по Италии. Выступления его были весьма успешны; в одной только Флоренции в Плас де Синьор (Place des Seigneurs) в 1984 году певца и композитора собралось приветствовать сорок тысяч зрителей. В следующем году его имя снова появилось в музыкальных чартах - дуэт "Вопрос равновесия" ("Question d'equilibre") стал настоящим хитом (французская версия песни была записана с Фабьен Тибо (Fabienne Thibeault), а итальянская - с Миной (Mina)).
В 1985 году вышел очередной альбом Риккардо Коччианте "Il mare dei рapaveri"("Море маков"). В следующем году композитор снова оказался в центре внимания прессы, предложив вниманию публики новый хит "Quando si vuole bene"("Когда любишь"). Концерты гастрольного тура 1986 года проходили с аншлагами.
В 1987 году Коччианте написал и сам исполнил композицию "Il mio rifugio"("Мое бегство") - основную музыкальную тему фильма "Тандем" (режиссер - Патрис Леконт (Patrice Lecomte), Франция). Следующий год композитор провел в Лондоне, завершая работу над очередным альбомом "La grande Avventura" ("Великое приключение").
Тем временем оказалось, что творчество Риккардо Коччианте стало чрезвычайно популярным в Южной Америке: каждый его новый албом раскупался там в считанные недели. Поэтому в 1989 году было запланировано длительное концертное турне по Латинской Америке.
Коччианте неизменно отказывался участвовать в музыкальном фестивале в Сан-Ремо, однако в 1991 году он, наконец, согласился появиться там - и сразу же получил главный приз за песню "Se stiamo insieme"("Если мы вместе") (из альбома "Cocciante").
В том же году Коччианте впервые попробовал выступить в драматической роли в фильме Катрин Лара (Catherine Lara) "Санд и романтики", сыграв Шопена.
В 1993 увидели свет два новых альбома - "Впечатление" ("Empreinte", записанный на французском языке) и "Eventi e mutamenti" ("События и перемены") (записанный на итальянском).
В мае 1994 года вышел альбом "Риккардо Коччианте: Greatest Hits" - итог более чем двадцати лет работы. Почти сразу же по всему миру было распродано 350 000 экземпляров, а сам автор этого альбома продолжил свои выступления в Италии, Чили (на открытии фестиваля "Vina del Mar") и Франции (на ла-рошельском фестивале "Francofolies"; в том числе он принял участие и в специальном вечере в рамках этого фестиваля, посвященном Люку Пламондону, либреттисту ("Стармания", "Легенда о Джимми") и автору текстов к песням).
За выпуском нового альбома "Un uomo felice" ("Счастливец"), записанного на итальянском языке, последовала новая серия концертов - сначала в Италии (Рим) и во Франции (Париж), затем в ряде других европейских стран и, наконец, в Канаде.
Альбом "Настоящее мгновение" ("l'Instant present"), выпущенный в 1995 году, был создан Коччианте в соавторстве Люком Пламондоном. Вершиной их совместного творчества, безусловно, является мюзикл по роману Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" ("Notre-Dame de Paris"), презентация которого состоялась на фестивале MIDEM в Каннах в 1998 году, а премьера - 16 сентября того же года в Париже, во Дворце Конгрессов. Шумный успех мюзикла, как ни странно, поссорил между собой его авторов. Произошло так, что либреттист некоторым образом оттеснил композитора, обратив внимание критики и общественности в первую очередь на себя. Известны такие слова Риккардо Коччианте: "Пламондон украл у меня 'Собор Парижской Богоматери'". Долгое время Коччианте и Пламондон отказывались разговаривать друг с другом. Сейчас бывшие соавторы выступили каждый с новым музыкальным спектаклем: Пламондон - с "Cindy" по мотивам сказки о Золушке, а Коччианте - с мюзиклом по книге Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц".
Заслуги Риккардо Коччианте в области искусства были признаны не только его поклонниками и музыкальными критиками, но и официальными лицами. Бывший Президент Италии Оскар Луиджи Скалфаро (Oscar Luigi Scalfaro) присвоил композитору звание "Grande Ufficiale de la Repubblica Italiana"(Заслуженный деятель искусств Итальянской Республики).
Люк Пламондон (Luc Plamondon), либретто
Уроженец Квебека, известный либреттист, автор текстов песен, лауреат множества престижных музыкальных премий. В сотрудничестве с Мишелем Берже Люк также работал над созданием ставшего легендарным мюзикла «Стармания» и рок оперы «Легенда о Джимми», о жизни и смерти Джеймса Дина, писал песни для многих артистов, в том числе Селин Дион, Джонни Холлидея, Гару, Брюно Пельтье.
Полная биография
Один из самых известных франкоязычных либреттистов и авторов текстов к песням, соавтор таких известных мюзиклов, как "Стармания" и "Собор Парижской Богоматери" Люк Пламондон родился 2 марта 1942 года в городе Сен-Реймон де Портнеф (St-Raymond de Portneuf) канадской франкофонной провинции Квебек.
После обучения в иезуитской семинарии Квебека, став бакалавром педагогики, Люк Пламондон в разное время брал самые различные курсы: литературы - в Монреале, истории искусства - в Луврской Школе (l'Ecole du Louvre) в Париже, английского языка - в Колледже Западного Лондона (West London College). Все это время он сочинял - сочинял тексты к песням и пьесы. Несколько раз он отправлял свои работы на Конкурс канадской песни - однако без успеха.
В 1969 году, увидев на Бродвее мюзикл "Hair", Пламондон понял, в чем его призвание. Музыкальный театр!
Вернувшись в 1970 году в Квебек, Пламондон стал понемногу набирать вес как автор текстов к песням - с ним стали работать такие певцы, как Жюльен Клерк (Julien Clerc), Николь Круазий (Nicole Croisille), Джонни Холлидей (Johnny Halliday). Первым его крупным успехом стала песня "Dans ma Camaro...", исполненная в том же 1970 году Стивом Физе (Steve Fiset). Пламондон сформировал свой стиль; его тексты, далекие от высокой поэзии, состояли из простых слов, соединенных простыми рифмами и были почти примитивными, однако, может быть, именно поэтому имели большой успех - они были понятны всем и говорили на доступном языке.
В 1978 году, после многих лет работы в сотрудничестве с французским композитором Мишелем Берже (Michel Berger), Люк Пламондон выпустил в свет свой первый мюзикл - "Стармания" ("Starmania"). Первоначально мюзикл появился в виде концепт-альбома; исполнителями стали тогда еще молодые и сравнительно неизвестные певцы Франции и Квебека, которых впоследствии ждала блестящая карьера - Даниэль Балавуан (Daniel Balavoine), Диана Дюфресн (Diane Dufresne), Франс Галл (France Gall), Фабьен Тибо (Fabienne Thibault), Клод Дюбуа (Claude Dubois) и Нанетта Уоркман (Nanette Workman). Многие песни этого альбома стали настоящими хитами. В 1979 году состоялась премьера спектакля во Дворце Конгессов в Париже в постановке Тома О'Хоргана (Tom O'Horgan). Мюзикл рисовал картины отдаленного в те годы будущего и показывал, что и в 2000 году людей будут волновать те же проблемы, что и всегда. Спектакль не имел того успеха, который имел диск, однако в 1979 году "Стармания" принесла Люку Пламондону целых две награды "Феликс" ("Felix") - в номинации "Песня года" (за песню "Блюз бизнесмена" ("Le blues du businessman")) и в номинации "Альбом года". После постановки спектакля в Квебеке в 1981 году либреттист получил еще два "Феликса" - в номинациях "Альбом года в стиле рок" и "Спектакль года".
В 1988 году мюзикл "Стармания" был поставлен вновь - на этот раз режиссером Льюисом Фюре (Lewis Furey). В 1992 году была предпринята адаптация мюзикла для англоязычного зрителя знаменитым либреттистом Тимом Райсом. Диск "Магнат" ("Tycoon"), записанный звездами британской поп-музыки, был прекрасно принят во Франции, однако сам спектакль на английском языке оказался не слишком жизнеспособным. Он был показан только в Париже - некоторое время его играла раз в неделю французская труппа. Но ни в Уэст-Энде, ни на Бродвее "Tycoon" не был поставлен. Тем не менее, мюзикл "Стармания" продолжает жить - в 2000 году открылась очередная версия спектакля.
В 1984 году Люк Пламондон сочинил тексты песен к мюзиклу "Лили Пассьон" ("Lily Passion") совместно с Барбарой, иполнившей в нем заглавную роль, а в 1985 году – на этот раз совместно с Анджело Финальди (Angelo Finaldi) - тексты к "анимационной опере" "Диоксин де Карбон и его розовый луч» ("Dioxine de Carbone et son rayon rose", в данном случае – Диоксин де Карбон это имя собственное; дословно – "Углекислый газ").
В 1990 году увидела свет другая рок-опера Люка Пламондона - "Легенда о Джимми", созданная им совместно с тем же Мишелем Берже. Спектакль, рассказывавший историю жизни и смерти известного певца Джеймса Дина, был поставлен в театре Могадор (Париж) режиссером Жеромом Савари (Jerome Savary). Во Франции шоу продержалось недолго; в Квебеке его приняли лучше.
Следующая работа Пламондона - пьеса "Санд и романтики" ("Sand et les romantiques") имела особое значение; именно в процессе ее создания возник творческий дуэт Люк Пламондон - Риккардо Коччианте, в 1998 году потрясший Францию, а затем и весь мир мюзиклом "Собор Парижской Богоматери".
Работа над мюзиклом продолжалась три года. Его авторы обратились к роману Виктора Гюго в поисках простого, но сильного сюжета, которой был бы известен во всем мире. Как и прежде, концепт-альбом был выпущен задолго до постановки мюзикла на сцене и имел фантастический успех. Когда же спектакль был поставлен - сначала во Франции и в Квебеке, а затем и в Лондоне, уже на английском языке, Пламондона и Коччианте ждал настоящий триумф; несмотря на то, что взыскательная критика Уэст-Энда отнеслась к спектаклю скептически, мнение европейской публики было единодушно. Позднее были осуществлены постановки в Италии, Испании, Нидерландах и России. "Собор Парижской Богоматери" принес своим создателям не только мировую славу, но и множество наград; в 1999 году "Belle" была признана "песней года" и получила награду "Виктуар" ("Victoire"), сам спектакль стал "мюзиклом года", песня "Le temps des cathedrales" также получила "Феликса" в номинации "песня года". Кроме того, в этом году альбом "Собор Парижской Богоматери" стал самым продаваемым диском среди записей, сделанных на французском языке.
Параллельно Люк Пламондон продолжал сочинять тексты песен - в том числе для Селин Дион и звезд "Собора Парижской Богоматери" Брюно Пельтье и Гару (ставшие хитами песни "Один" ("Seul") и "Цыганка" ("Gitan")), а также для многих других.
В 2002 году "Собор Парижской Богоматери" открылся в Москве. Люк Пламондон, увидевший российскую постановку за три дня до премьеры, высоко оценил работу московской труппы. "В русской версии есть очень важная вещь, которую я раньше видел только в испанском варианте - это настоящая страсть. И русские актеры не играют, а проживают свои роли. Но и, безусловно, с точки зрения вокала и голосов эта версия - одна из самых сильных. Это не может не произвести впечатления", - сказал поэт в интервью телекомпании "Эхо".
Последняя работа Люка Пламондона как либреттиста - мюзикл по мотивам сказки о Золушке "Синди" ("Cindy").
Жиль Майо (Gilles Maheu), режиссер
Мартино Мюллер (Martino Muller), хореограф
Кристиан Рэтц (Christian Ratz), оформление
Фред Сатал (Fred Sathal)
Алан Лорти (Alain Lortie)