Риккардо Коччианте (Richard Cocciante), автор музыки

[реклама вместо картинки]

Певец и композитор, именно его мелодии звучат в мюзикле «Notre Dame de Paris». Заслуги Ришара Коччианте в области искусства были признаны не только его поклонниками и музыкальными критиками, но и официальными лицами. В свое время президент Италии присвоил композитору звание Заслуженного деятеля искусств Итальянской Республики. В 1991 году Коччианте получил главный приз на фестивале в Сан-Ремо.

Полная биография

Риккардо Коччианте родился в Сайгоне (Вьетнам) в 1946 году в семье итальянца и француженки. В раннем детстве он был увезен родителями во Францию, а затем, когда мальчику было одиннадцать лет, семейство переселилось в Рим, ближе к родне его отца. Риккардо пришлось приспосабливаться не только к другому языку, но и к совершенно новому для него образу жизни.

В юности Риккардо Коччианте начал интересоваться оперой и классической музыкой. В это же время он начал петь, изучая возможности своего глубокого, хрипловатого голоса. Вскоре Риккардо возглавил свою собственную группу "The Nations", а в свободное время стал самостоятельно учиться играть на фортепьяно. По-прежнему любя классическую музыку, юноша открыл для себя группу "Beatles" и блюзы.

После нескольких лет экспериментов, Риккардо Коччианте приступил к работе над своим первым сольным альбомом "Mu", который был записан в 1972 году в Италии, а затем вышел и на французский рынок. Критика оценила альбом "Mu" очень высоко, и музыкальный мир заинтересовался этим начинающим талантом. Второй альбом Коччианте, "Поэзия" ("Poesia"), появился в 1973 году. Когда же в 1974 году был выпущен сингл "Bella senz'anima"("Бездушная красавица") в аранжировке знаменитого итальянского композитора Эннио Морриконе (Ennio Morricone), Риккардо Коччианте стал широко известен не только у себя дома, в Италии, но и в Испании.
Во Франции о нем узнали в 1978 году, когда увидела свет композиция "Marguerite", французская версия итальянского хита "Margherita". Оригинальная версия, входившая в альбом "Концерт для Маргариты" ("Concerto per Margherita") была аранжирована другим известным композитором - Ванжелисом (Vangelis). В 1979 году появился еще один чрезвычайно удачный сингл Риккардо Коччианте; он назывался "Солнечный удар" ("Coup de soleil") и был написан совместно с Жаном-Полем Дро (Jean Paul Dreau).

В 1983 году карьера Коччианте вышла на новый этап: он подписал договор со звукозаписывающей фирмой Virgin и совершил путешествие в Лос-Анджелес, чтобы выпустить новый альбом "Sincerita". Альбом был записан сразу на четырех языках (итальянском, английском, испанском и французском; при этом стихи к французской версии альбома написал знаменитый французский поэт-автор песен Этьен Рода-Жиль (Etienn Roda-Gil)). После выхода в свет альбома "Sincerita" ("Искренность"), Коччианте отправился на гастроли по Италии. Выступления его были весьма успешны; в одной только Флоренции в Плас де Синьор (Place des Seigneurs) в 1984 году певца и композитора собралось приветствовать сорок тысяч зрителей. В следующем году его имя снова появилось в музыкальных чартах - дуэт "Вопрос равновесия" ("Question d'equilibre") стал настоящим хитом (французская версия песни была записана с Фабьен Тибо (Fabienne Thibeault), а итальянская - с Миной (Mina)).

В 1985 году вышел очередной альбом Риккардо Коччианте "Il mare dei рapaveri"("Море маков"). В следующем году композитор снова оказался в центре внимания прессы, предложив вниманию публики новый хит "Quando si vuole bene"("Когда любишь"). Концерты гастрольного тура 1986 года проходили с аншлагами.

В 1987 году Коччианте написал и сам исполнил композицию "Il mio rifugio"("Мое бегство") - основную музыкальную тему фильма "Тандем" (режиссер - Патрис Леконт (Patrice Lecomte), Франция). Следующий год композитор провел в Лондоне, завершая работу над очередным альбомом "La grande Avventura" ("Великое приключение").

Тем временем оказалось, что творчество Риккардо Коччианте стало чрезвычайно популярным в Южной Америке: каждый его новый албом раскупался там в считанные недели. Поэтому в 1989 году было запланировано длительное концертное турне по Латинской Америке.

Коччианте неизменно отказывался участвовать в музыкальном фестивале в Сан-Ремо, однако в 1991 году он, наконец, согласился появиться там - и сразу же получил главный приз за песню "Se stiamo insieme"("Если мы вместе") (из альбома "Cocciante").

В том же году Коччианте впервые попробовал выступить в драматической роли в фильме Катрин Лара (Catherine Lara) "Санд и романтики", сыграв Шопена.

В 1993 увидели свет два новых альбома - "Впечатление" ("Empreinte", записанный на французском языке) и "Eventi e mutamenti" ("События и перемены") (записанный на итальянском).

В мае 1994 года вышел альбом "Риккардо Коччианте: Greatest Hits" - итог более чем двадцати лет работы. Почти сразу же по всему миру было распродано 350 000 экземпляров, а сам автор этого альбома продолжил свои выступления в Италии, Чили (на открытии фестиваля "Vina del Mar") и Франции (на ла-рошельском фестивале "Francofolies"; в том числе он принял участие и в специальном вечере в рамках этого фестиваля, посвященном Люку Пламондону, либреттисту ("Стармания", "Легенда о Джимми") и автору текстов к песням).

За выпуском нового альбома "Un uomo felice" ("Счастливец"), записанного на итальянском языке, последовала новая серия концертов - сначала в Италии (Рим) и во Франции (Париж), затем в ряде других европейских стран и, наконец, в Канаде.

Альбом "Настоящее мгновение" ("l'Instant present"), выпущенный в 1995 году, был создан Коччианте в соавторстве Люком Пламондоном. Вершиной их совместного творчества, безусловно, является мюзикл по роману Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" ("Notre-Dame de Paris"), презентация которого состоялась на фестивале MIDEM в Каннах в 1998 году, а премьера - 16 сентября того же года в Париже, во Дворце Конгрессов. Шумный успех мюзикла, как ни странно, поссорил между собой его авторов. Произошло так, что либреттист некоторым образом оттеснил композитора, обратив внимание критики и общественности в первую очередь на себя. Известны такие слова Риккардо Коччианте: "Пламондон украл у меня 'Собор Парижской Богоматери'". Долгое время Коччианте и Пламондон отказывались разговаривать друг с другом. Сейчас бывшие соавторы выступили каждый с новым музыкальным спектаклем: Пламондон - с "Cindy" по мотивам сказки о Золушке, а Коччианте - с мюзиклом по книге Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц".

Заслуги Риккардо Коччианте в области искусства были признаны не только его поклонниками и музыкальными критиками, но и официальными лицами. Бывший Президент Италии Оскар Луиджи Скалфаро (Oscar Luigi Scalfaro) присвоил композитору звание "Grande Ufficiale de la Repubblica Italiana"(Заслуженный деятель искусств Итальянской Республики).

Люк Пламондон (Luc Plamondon), либретто

[реклама вместо картинки]

Уроженец Квебека, известный либреттист, автор текстов песен, лауреат множества престижных музыкальных премий. В сотрудничестве с Мишелем Берже Люк также работал над созданием ставшего легендарным мюзикла «Стармания» и рок оперы «Легенда о Джимми», о жизни и смерти Джеймса Дина, писал песни для многих артистов, в том числе Селин Дион, Джонни Холлидея, Гару, Брюно Пельтье.

Полная биография

Один из самых известных франкоязычных либреттистов и авторов текстов к песням, соавтор таких известных мюзиклов, как "Стармания" и "Собор Парижской Богоматери" Люк Пламондон родился 2 марта 1942 года в городе Сен-Реймон де Портнеф (St-Raymond de Portneuf) канадской франкофонной провинции Квебек.

После обучения в иезуитской семинарии Квебека, став бакалавром педагогики, Люк Пламондон в разное время брал самые различные курсы: литературы - в Монреале, истории искусства - в Луврской Школе (l'Ecole du Louvre) в Париже, английского языка - в Колледже Западного Лондона (West London College). Все это время он сочинял - сочинял тексты к песням и пьесы. Несколько раз он отправлял свои работы на Конкурс канадской песни - однако без успеха.

В 1969 году, увидев на Бродвее мюзикл "Hair", Пламондон понял, в чем его призвание. Музыкальный театр!

Вернувшись в 1970 году в Квебек, Пламондон стал понемногу набирать вес как автор текстов к песням - с ним стали работать такие певцы, как Жюльен Клерк (Julien Clerc), Николь Круазий (Nicole Croisille), Джонни Холлидей (Johnny Halliday). Первым его крупным успехом стала песня "Dans ma Camaro...", исполненная в том же 1970 году Стивом Физе (Steve Fiset). Пламондон сформировал свой стиль; его тексты, далекие от высокой поэзии, состояли из простых слов, соединенных простыми рифмами и были почти примитивными, однако, может быть, именно поэтому имели большой успех - они были понятны всем и говорили на доступном языке.
В 1978 году, после многих лет работы в сотрудничестве с французским композитором Мишелем Берже (Michel Berger), Люк Пламондон выпустил в свет свой первый мюзикл - "Стармания" ("Starmania"). Первоначально мюзикл появился в виде концепт-альбома; исполнителями стали тогда еще молодые и сравнительно неизвестные певцы Франции и Квебека, которых впоследствии ждала блестящая карьера - Даниэль Балавуан (Daniel Balavoine), Диана Дюфресн (Diane Dufresne), Франс Галл (France Gall), Фабьен Тибо (Fabienne Thibault), Клод Дюбуа (Claude Dubois) и Нанетта Уоркман (Nanette Workman). Многие песни этого альбома стали настоящими хитами. В 1979 году состоялась премьера спектакля во Дворце Конгессов в Париже в постановке Тома О'Хоргана (Tom O'Horgan). Мюзикл рисовал картины отдаленного в те годы будущего и показывал, что и в 2000 году людей будут волновать те же проблемы, что и всегда. Спектакль не имел того успеха, который имел диск, однако в 1979 году "Стармания" принесла Люку Пламондону целых две награды "Феликс" ("Felix") - в номинации "Песня года" (за песню "Блюз бизнесмена" ("Le blues du businessman")) и в номинации "Альбом года". После постановки спектакля в Квебеке в 1981 году либреттист получил еще два "Феликса" - в номинациях "Альбом года в стиле рок" и "Спектакль года".

В 1988 году мюзикл "Стармания" был поставлен вновь - на этот раз режиссером Льюисом Фюре (Lewis Furey). В 1992 году была предпринята адаптация мюзикла для англоязычного зрителя знаменитым либреттистом Тимом Райсом. Диск "Магнат" ("Tycoon"), записанный звездами британской поп-музыки, был прекрасно принят во Франции, однако сам спектакль на английском языке оказался не слишком жизнеспособным. Он был показан только в Париже - некоторое время его играла раз в неделю французская труппа. Но ни в Уэст-Энде, ни на Бродвее "Tycoon" не был поставлен. Тем не менее, мюзикл "Стармания" продолжает жить - в 2000 году открылась очередная версия спектакля.

В 1984 году Люк Пламондон сочинил тексты песен к мюзиклу "Лили Пассьон" ("Lily Passion") совместно с Барбарой, иполнившей в нем заглавную роль, а в 1985 году – на этот раз совместно с Анджело Финальди (Angelo Finaldi) - тексты к "анимационной опере" "Диоксин де Карбон и его розовый луч» ("Dioxine de Carbone et son rayon rose", в данном случае – Диоксин де Карбон это имя собственное; дословно – "Углекислый газ").

В 1990 году увидела свет другая рок-опера Люка Пламондона - "Легенда о Джимми", созданная им совместно с тем же Мишелем Берже. Спектакль, рассказывавший историю жизни и смерти известного певца Джеймса Дина, был поставлен в театре Могадор (Париж) режиссером Жеромом Савари (Jerome Savary). Во Франции шоу продержалось недолго; в Квебеке его приняли лучше.

Следующая работа Пламондона - пьеса "Санд и романтики" ("Sand et les romantiques") имела особое значение; именно в процессе ее создания возник творческий дуэт Люк Пламондон - Риккардо Коччианте, в 1998 году потрясший Францию, а затем и весь мир мюзиклом "Собор Парижской Богоматери".

Работа над мюзиклом продолжалась три года. Его авторы обратились к роману Виктора Гюго в поисках простого, но сильного сюжета, которой был бы известен во всем мире. Как и прежде, концепт-альбом был выпущен задолго до постановки мюзикла на сцене и имел фантастический успех. Когда же спектакль был поставлен - сначала во Франции и в Квебеке, а затем и в Лондоне, уже на английском языке, Пламондона и Коччианте ждал настоящий триумф; несмотря на то, что взыскательная критика Уэст-Энда отнеслась к спектаклю скептически, мнение европейской публики было единодушно. Позднее были осуществлены постановки в Италии, Испании, Нидерландах и России. "Собор Парижской Богоматери" принес своим создателям не только мировую славу, но и множество наград; в 1999 году "Belle" была признана "песней года" и получила награду "Виктуар" ("Victoire"), сам спектакль стал "мюзиклом года", песня "Le temps des cathedrales" также получила "Феликса" в номинации "песня года". Кроме того, в этом году альбом "Собор Парижской Богоматери" стал самым продаваемым диском среди записей, сделанных на французском языке.

Параллельно Люк Пламондон продолжал сочинять тексты песен - в том числе для Селин Дион и звезд "Собора Парижской Богоматери" Брюно Пельтье и Гару (ставшие хитами песни "Один" ("Seul") и "Цыганка" ("Gitan")), а также для многих других.

В 2002 году "Собор Парижской Богоматери" открылся в Москве. Люк Пламондон, увидевший российскую постановку за три дня до премьеры, высоко оценил работу московской труппы. "В русской версии есть очень важная вещь, которую я раньше видел только в испанском варианте - это настоящая страсть. И русские актеры не играют, а проживают свои роли. Но и, безусловно, с точки зрения вокала и голосов эта версия - одна из самых сильных. Это не может не произвести впечатления", - сказал поэт в интервью телекомпании "Эхо".

Последняя работа Люка Пламондона как либреттиста - мюзикл по мотивам сказки о Золушке "Синди" ("Cindy").

Жиль Майо (Gilles Maheu), режиссер

Мартино Мюллер (Martino Muller), хореограф

Кристиан Рэтц (Christian Ratz), оформление

Фред Сатал (Fred Sathal)

Алан Лорти (Alain Lortie)